• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Стажер IDLab Алексей Смирнов посетил семинар «Научная среда» для стажеров-исследователей

Алексей Смирнов, студент 2 курса бакалаврской программы "Экономика" НИУ ВШЭ-Пермь, поделился впечатлениями об участии в семинаре «Научная среда» НИУ ВШЭ

27 апреля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся адаптационный оффлайн семинар «Научная среда» для стажёров-исследователей. С недавних пор я являюсь стажёром в МЛЭНА, и благодаря лаборатории мне посчастливилось оказаться на этом мероприятии. Семинар состоял из двух частей: официальная и практическая (нетворкинг-сессия). Во время официальной части студентам рассказывали о возможностях в сфере науки и будущих перспективах развития научной деятельности в НИУ ВШЭ.  Было очень интересно узнать об академической структуре Вышки и истории её появления, о многочисленных лабораториях с совершенно удивительным количеством разных исследовательских направлений и почувствовать себя частью этого колосса. Особое внимание уделялось «горизонтальной структуре власти» в научной деятельности, которая, как оказывается, носит исторический характер, и важности студенческих инициатив. Приятно осознавать, что какую бы позицию ни занимал научный деятель, перед ним всегда распахнуты двери, и если его идеи действительно ценны, то поддержка со стороны университета не заставит себя долго ждать. 

Поговорили о стажёрах-исследователях, о том, что Вышка ввела и развила эти должности и благодаря нововведению смогла продвинуть научную сферу вперёд. Кроме того, рассказали о специальных программах академической магистратуры и аспирантуры и возможностях академической мобильности студентов.

Вероятно, самый ценный опыт был получен во время нетворкинг-сессии «Колесо академического баланса». Вкратце, это упражнение на понимание собственного места на академическом треке и поиск перспектив его дальнейшего развития, что-то наподобие поиска равновесия между жизнью и работой, но только в академии. 

Нам было предложено оценить четыре сферы, так или иначе связанные с наукой: исследовательское поле, проектное поле, источники финансирования и профессиональные связи – а затем представить, что будет с этими сферами через три года. Идея в том, что в процессе размышления о будущем в контексте настоящего параллельно невольно задумываешься о возможных способах достижения желаемых результатов. И это действительно работает! Особенно когда твои идеи культивируются не только собственным сознанием, но и сознанием экспертов, которые уже прошли долгий путь и могут поделиться собственным опытом и скорректировать вектор твоих идей. Поскольку я ещё только студент 2-го курса, мне было особенно интересно послушать про опыт более старших коллег (других участников) – магистров и аспирантов, у которых, как ни странно, тоже есть проблемы и сомнения по поводу своего пути развития. 

Пожалуй, для меня самым важным уроком стало то, что необходимо выбирать и продвигать исследовательские темы не только по интересам (что, однако, тоже безумно важно), но и с расчётом на спрос на их результаты. Возвращаясь к идее баланса, как мне кажется, в исследовательской деятельности должен быть баланс именно между этими двумя факторами: личным интересом и интересом со стороны потенциальных спонсоров – иначе можно либо выгореть, либо не обрести достаточное количество ресурсов для претворения идей в жизнь. Если же баланс найден, то нельзя забывать о навыке искусного оборота причин интереса в слова, потому что в противном случае не удастся популяризировать результаты и, как следствие, себя.