• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что позволяет компании выиграть во время кризиса?

Многие полагают, что во время финансового и экономического кризиса все компании в какой-то мере «страдают». Однако данные по европейским компаниям, проанализированные международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ, показывают следующее: около 20 % компаний выигрывают во время кризиса, и порядка 40% компаний испытывают финансовые затруднения. Возникает вопрос: благодаря чему эти 20% улучшают свои финансовые показатели? 

28 марта 2015 года в НИУ ВШЭ-Пермь состоялся бизнес-форум, посвященный проблемам функционирования бизнеса в кризисный период. На форуме в качестве эксперта выступила Елена Шакина, руководитель международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ. В рамках форума Елена провела мастер-класс на тему: «Успешные стратегии компаний в период кризиса».

Свое выступление Елена начала с описания деятельности лаборатории, рассказала об уникальном методе сбора базы данных по европейским компаниям в период с 2004 по 2013 год. Исследования лаборатории посвящены нематериальным активам, и в ходе выступления рассматривалась роль различных нематериальных факторов успешности компании во время кризиса.

Перед тем как озвучить результаты исследования, Елена предложила аудитории поразмышлять над тем, насколько важную роль в противостоянии кризисным явлениям играют такие факторы, как квалификация совета директоров, опыт прохождения компанией предыдущих кризисов, бренд и лояльность клиентов, наличие долгосрочных стратегий развития компаний и внешние институциональные факторы. Обсуждение данных факторов приняло форму дискуссии, участники высказывали различные мнения, многие из которых были основаны на личном опыте.

«Рецепты» успешного функционирования компании в период кризиса и в стабильный период значительно различаются. Сильным позитивным фактором повышения конкурентоспособности компании в период стабильности являются внешние институциональные факторы, благоприятствующие бизнесу. Опыт пребывания на рынке, как выяснилось, подводит компании, формируя у них «overconfidence». Также негативно сказывается наличие дорогостоящих проектов. В период кризиса мощными факторами поддержки компании выступают квалифицированный совет директоров и лояльность клиентов бренду. НИОКР компании, а также развитая сеть филиалов и внедренная стратегия вызывают трудности для компаний в период кризиса. В целом, можно сказать, что экономические кризисы повторяются, но при этом каждый кризис уникален по своим причинам и последствиям. То, что позволило компании пережить один кризис, не обязательно спасет ее во время следующего.

В настоящий момент международная лаборатория занимается проведением подобных исследований уже по российским компаниям за аналогичный период. Насколько похожи российский и европейский рынки и в чем состоят их различия? На этот вопрос лаборатория постарается ответить уже в ближайшее время.