ИИ-тьютор помогает студентам пермской Вышки изучать эконометрику и микроэкономику
В рамках Преподавательского Марафона в конце сентября состоялась онлайн-презентация победителей весеннего конкурса образовательных инноваций Фонда образовательных инициатив (ФОИ). Это актуальные и инновационные разработки, получившие высокие оценки как от студентов, так и от экспертного сообщества. Преподаватели департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ – Пермь Алексей Чадов и Егор Иванов представили на марафоне проект «ИИ-тьютор как инструмент эффективного освоения дисциплин», ставший победителем конкурса ФОИ в номинации «Применение ИИ в преподавании и оценивании».
Проект направлен на создание удобного и эффективного помощника для изучения дисциплины студентами, который бы не только отвечал на вопросы, но и запоминал контекст общения и возвращался к темам позже для повторения, а также был доступен всем. Преподаватели пермской Вышки разработали такой инструмент на базе fine-tuned модели, с применением Python, PostgreSQL, а реализовали через Telegram-бот.
ИИ-тьютор ориентирован на разные типы учебных задач: он использует аналогии и наводящие вопросы для объяснения теоретических тем, пошаговое сопровождение — для количественных задач, и стиль коучинга — для прикладных вопросов. Такая адаптивная стратегия делает общение с ним максимально приближенным к реальному. Кроме того, ИИ-тьютор фиксирует темы, по которым студент обращался в течение недели, и регулярно инициирует повторение и углубление материала. Для этого помощник использует краткое тематическое резюме, чтобы задать несколько продуманных вопросов на закрепление. Данный принцип интервального повторения помогает не только освежить знания, но и обратить внимание на возможные пробелы в понимании, поскольку ориентирован на проверку глубины усвоения и умение применять материал в новых контекстах. Это делает ИИ-тьютора не просто средством помощи, а постоянным, вовлеченным участником образовательного процесса, обеспечивающим формирование навыков самостоятельного мышления.
Проект может быть масштабирован на дисциплины из разных областей знаний. ИИ-тьютор уже успешно прошел проверку у студентов пермской Вышки при изучении эконометрики, а сейчас используется в курсе по микроэкономике.
Егор Иванов, преподаватель департамента экономики и финансов
Идея нашего проекта возникла после знакомства с работой «ИИ-чат-бот для помощи в изучении языка программирования Python» Марии Константиновны Горденко, победившей в осеннем конкурсе ФОИ-2024. В её проекте бот не решал задачи напрямую, а предлагал примеры и краткие пояснения. Мне показалось, что этот подход можно развить, опираясь на принципы эффективного обучения:
-
практика воспоминания (студент сам пытается вспомнить материал, отвечая на вопрос);
-
активное обучение через размышления (бот задаёт встречные вопросы для проверки понимания);
-
интервальное повторение (через напоминания и вопросы);
-
углубление понимания (за счёт вопросов чуть сложнее текущего уровня, но без когнитивной перегрузки).
Такой инструмент превращается в индивидуального помощника, доступного 24/7, который не только объясняет концепты, но и помогает закрепить их в памяти. Пилотное тестирование прошло на курсе по эконометрике и дало ценную обратную связь для доработки. Сейчас бот активно используется в курсе «Микроэкономика», где студенты отмечают его пользу.
Следующий шаг – расширить функциональность: привязать ответы к конкретным задачам курса и научить модель строить графики, поскольку визуализация играет важную роль в понимании материала.