Семинар IDLab: метаанализ исследований о влиянии видеоигр на агрессивное поведение
19 сентября в рамках регулярного научного семинара Международной лаборатории экономики нематериальных активов (МЛЭНА) Петр Паршаков представил доклад, посвященный результатам метаанализа исследований о влиянии видеоигр на агрессивное поведение человека. Работа, представленная в соавторстве с Юлией Найденовой (МЛЭНА) и Корнелом Несселером (Университет Ставангера, Норвегия), ставит под сомнение широко распространенное мнение о прямой связи между видеоиграми и агрессией, указывая на серьезные методологические проблемы в опубликованных исследованиях.
Идея исследования родилась из дискуссий о том, что существующие обзоры на эту тему являются неполными: они не учитывают дизайн исследований, размер выборки и, что особенно важно, возможную предвзятость публикаций (publication bias). Авторы проанализировали 110 научных статей, отобранных по ключевым словам из баз Google Scholar, PubMed и PsyсInfo. Чтобы сделать результаты разных работ сопоставимыми, все найденные эффекты (коэффициенты регрессии, разницы средних и др.) были переведены в единую метрику — коэффициент корреляции, что позволило провести комплексный анализ накопленных данных.
Анализ выявил несколько ключевых моментов. Во-первых, было найдено прямое свидетельство «предвзятости публикаций»: исследования со значимыми и высокими эффектами публикуются чаще, что искажает общую картину. Во-вторых, вопреки распространённым ожиданиям, в работах с экспериментальным дизайном эффект оказывался выше, чем в описательных исследованиях. Однако самый показательный результат связан с пререгистрацией - практикой, когда ученые заранее публично заявляют о своих гипотезах и методах. В экспериментах с пререгистрацией эффект влияния видеоигр на агрессию оказался более чем в два раза ниже, чем в работах без нее, фактически нивелируя разницу.
Результаты показывают, что эффект не является устойчивым и сильно зависит от методологии. Таким образом, наиболее строгие и прозрачные исследования демонстрируют минимальную связь между видеоиграми и агрессией.