• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МЛЭНА и Иранский университет науки и технологии открыли цикл образовательных семинаров для молодых исследователей

31 октября 2025 года состоялся первый семинар нового образовательного цикла, организованного Международной лабораторией экономики нематериальных активов (МЛЭНА) НИУ ВШЭ совместно с Иранским университетом науки и технологии (IUST) . Серия мероприятий направлена на развитие у молодых исследователей навыков подготовки и публикации научных статей. Первый семинар был посвящён обзору литературы — традиционным и основанным на искусственном интеллекте методам его проведения. Мероприятие прошло в рамках проекта «Международное академическое сотрудничество» НИУ ВШЭ и собрало около 30 участников — аспирантов и студентов из России и Ирана.

МЛЭНА и Иранский университет науки и технологии открыли цикл образовательных семинаров для молодых исследователей

Модератор семинара, Марина Завертяева , старший научный сотрудник МЛЭНА, подчеркнула критическую важность работы с научной литературой: «Обзор литературы — это не просто вспомогательный этап, а самостоятельный жанр, который помогает исследователю определить своё место в научной среде и найти собственную нишу».

Семинар состоял из трёх частей.

В первой части Евгения Шенкман , младший научный сотрудник МЛЭНА, рассказала о современных подходах к автоматизации литературных обзоров. Она представила методы, позволяющие автоматически или полуавтоматически искать, анализировать и суммировать научные источники. Особое внимание Евгения уделила анализу данных с помощью статистических инструментов (например, LDA ) и нейросетевых моделей ( BERTopic ), которые позволяют выявлять ключевые исследовательские темы на основе аннотаций статей.

Вторая часть прошла в формате практического воркшопа, который провёл Никита Маткин , стажёр-исследователь МЛЭНА. Он продемонстрировал, как большие языковые модели (LLM) могут использоваться для систематизации научных публикаций. Участники узнали, как собрать базу аннотаций по определённой теме, а затем — как с помощью ИИ выделять из текстов ключевые характеристики исследований: цели, гипотезы, исследовательские вопросы, методы и теоретические рамки. Результатом работы стал структурированный Excel-файл, включающий сотни статей с извлечёнными сущностями.

Заключительное выступление принадлежало профессору Анхелю Барахасу из Университета Виго (Испания). Он подробно остановился на целях и структуре литературного обзора как части научной статьи, подчеркнув его роль в систематизации знаний и выявлении исследовательских пробелов. Профессор отметил важность личного вовлечения исследователя в чтение и осмысление текстов, добавив: «Никакие технологии не заменят живого чтения, читайте».

Этот семинар стал первым в цикле планируемых образовательных мероприятий МЛЭНА и Иранского университета науки и технологии. Мероприятие прошло в рамках проекта «Международное академическое сотрудничество» НИУ ВШЭ.