Семинар IDLab: как последовательность внедрения IT влияет на производительность
24 октября в рамках научного семинара Международной лаборатории экономики нематериальных активов (IDLab) выступил младший научный сотрудник Егор Иванов. Он представил результаты исследования «Sequence Matters: Uncovering the Performance Impact of IT Implementation Order in Enterprises».

Основной задачей исследования стала проверка гипотезы о том, что неоптимальная последовательность внедрения технологий может быть одной из причин так называемого «парадокса производительности IT» - ситуации, при которой значительные инвестиции в цифровые технологии не приводят к ожидаемому росту производительности. Используя панельные данные российских предприятий, исследование сопоставляет многолетние записи о внедрении IT с финансовыми показателями. Анализ опирается на классификацию технологий (Aral & Weill, 2007) на четыре типа:
- Инфраструктурные (фундамент для IT-сервисов);
- Транзакционные (автоматизация процессов, например, ERP);
- Информационные (аналитика, отчетность, поддержка принятия решений);
- Стратегические (поддержка выхода на новые рынки или новых сервисов).
Особое внимание уделено методологии реконструкции «путей» внедрения. Для измерения сходства между траекториями разных фирм используется расстояние Левенштейна - метрика, которая подсчитывает минимальное количество «правок» (например, замен одного типа технологии на другой), необходимых для преобразования одной последовательности в другую. Однако, как отметил докладчик, этот подход сталкивается со значительными трудностями. Одной из главных проблем стала обработка одновременных внедрений (когда фирма внедряет несколько систем в один год), что потребовало исключения таких случаев из анализа. Предварительные результаты, основанные на сравнении с наиболее «популярными» последовательностями, оказались «неоднозначными».
Семинар продемонстрировал, что традиционный взгляд на IT-портфели должен быть дополнен временным измерением. Получившиеся результаты исследования призваны помочь в стратегическом планировании технологических дорожных карт и могут служить индикатором готовности к цифровой трансформации.
