• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это пространство, где можно задавать вопросы и ошибаться»

В интервью изданию Schola Петр Паршаков, профессор департамента экономики и финансов факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми, заведующий Международной лабораторией экономики нематериальных активов, рассказал о регулярных семинарах лаборатории.

«Это пространство, где можно задавать вопросы и ошибаться»

В 2025 году наша редакция открыла новую рубрику, в название которой попал афоризм Вадима Радаева «Семинар должен быть». В ней мы рассказываем о регулярных и длительных семинарах научных коллективов Вышки. Руководители семинаров размышляют и отвечают на вопросы о том, зачем нужны такие регулярные встречи, как они устроены, в чем секрет успешных семинаров и какое место сегодня занимает семинар в академической жизни. В сегодняшнем номере Петр Паршаков, профессор департамента экономики и финансов факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми, заведующий Международной лабораторией экономики нематериальных активов, рассказывает о регулярных семинарах лаборатории.

 

— Как устроен семинар в вашей лаборатории?

— В Международной лаборатории экономики нематериальных активов (МЛЭНА) проходит несколько семинаров в разных форматах, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию в научной жизни нашей команды.

Во-первых, у нас есть регулярный семинар, который можно назвать классическим: он проходит один раз в две недели и посвящен преимущественно докладам сотрудников лаборатории о текущих исследованиях. Этот семинар открыт для широкой аудитории и сейчас проходит онлайн, благодаря чему к нему могут присоединяться не только российские, но и иностранные ученые. Особенно приятно, когда участие в обсуждениях принимают зарубежные профессора, стоявшие у истоков нашей международной лаборатории: Анхель Барахас, Деннис Коутс, Феликс Лопес и Карлос Хардон.

Второй формат — это «длинный» семинар, который проводится нерегулярно, как правило один-два раза в год. В течение нескольких дней мы полностью фокусируемся на совместной работе: в каждый из дней проходит по пять-шесть докладов, обсуждаются как почти законченные, так и находящиеся еще на ранней стадии проекты. Изначально такие семинары были приурочены к визитам зарубежных коллег, но со временем стали самостоятельной формой научного взаимодействия внутри лаборатории. Сейчас «длинный» семинар чаще всего посвящается конкретной исследовательской теме, например обсуждению результатов проекта РНФ «Факторы интенсификации ресурсов МСП в условиях внешней неопределенности», и мы приглашаем к участию представителей бизнеса и органов государственной власти, чтобы расширить перспективы академической дискуссии. Принципиально важно, что такие семинары проходят офлайн, в атмосфере живого общения, — это позволяет лучше сосредоточиться и более плотно и продуктивно работать.

Наконец, у нас есть ряд семинаров для начинающих исследователей, цель которых — поддержать молодых ученых на старте их научной карьеры. Мы делимся опытом, даем советы и проводим мастер-классы — от технических (например, как работать с программой Zotero) до концептуальных: обсуждаем различия между дипломом и научной статьей, подготовку введения к публикации и многое другое. В рамках этих семинаров мы также анализируем статьи из высокоцитируемых журналов, что помогает студентам осваивать академические стандарты и лучше понимать структуру качественного исследования. Так, с 2021 года у нас регулярно проходит семинар для стажеров и аспирантов под названием Cooking up your first research. С 2025 года к нему добавился семинар в рамках НУГ «Выявление эффектов неудовлетворительной деловой репутации топ-менеджмента банков на результаты деятельности организаций». Его отличает более узкая и специфическая тематика анализа совместно со студентами. Оба эти мероприятия открыты для всех студентов. Это пространство, где можно задавать вопросы, пробовать, ошибаться и учиться, и мы очень ценим этот формат.

В чем состояла идея семинара при его создании? Какую роль семинар играет в проектах лаборатории?

— Первые семинары нашей лаборатории были организованы Еленой Шакиной и Марией Молодчик, с чьей инициативы и началась история МЛЭНА. С самого начала они задумывали семинар как рабочее пространство, в котором обсуждаются исследования на этапе их активной разработки. И этой парадигмы мы последовательно придерживаемся до сих пор. Особенно это касается регулярного и «длинного» семинаров, и в этом их отличие от многих академических форматов, где обсуждаются уже опубликованные или полностью завершенные проекты. Это дает возможность членам нашей команды помогать друг другу: обсуждать исследовательские идеи, предлагать подходящие методологии, оценивать логику построения работы, рекомендовать дополнительные проверки и тесты, а на более поздних стадиях обсуждать возможные ответы на замечания рецензентов. Таким образом, семинар — это не просто формат презентаций, а настоящая среда для совместной работы, где мы влияем друг на друга, усиливаем исследования коллег и в целом продвигаем проекты лаборатории вперед. Здесь формируются, уточняются и доводятся до ума основные идеи.

Кроме того, семинар выполняет практическую функцию: он задает внутренние дедлайны. В академических исследованиях крайне не хватает внешних сроков: творческий процесс нередко оказывается расплывчатым, и без четких ориентиров можно долго вариться на одной стадии проекта. Выступление на семинаре становится таким внутренним стимулом: появляется точка, к которой нужно подготовить промежуточный результат, а это помогает двигаться вперед. Мы планируем расписание семинаров на полгода вперед, и вписаться в этот график — значит встроить исследовательскую работу в конкретный временной контекст.

Задача студенческого семинара Cooking up your first research — помочь стажерам лаборатории и заинтересованным в научной деятельности студентам научиться проводить исследования в нашей предметной области. Мы работаем на стыке экономики и менеджмента, и наши проекты имеют свою специфику как в выборе тем и постановке вопроса, так и в подходах к их исследованию. Эти особенности мы и разбираем с начинающими исследователями — от методологических нюансов до того, как структурировать работу, оформлять результаты и понимать логику академического дискурса.

Кто участвует в семинаре? Есть ли у семинара партнеры за пределами Вышки?

— Наш семинар изначально задумывался как открытая площадка для академического обмена. Хотя большинство докладов представляют сотрудники лаборатории, в семинаре участвуют и внешние исследователи. Прежде всего это аспиранты пермского кампуса Вышки, активно вовлеченные в проекты лаборатории и в научную жизнь в целом. Мы регулярно проводим совместные семинары с другими лабораториями НИУ ВШЭ, в частности с московскими Научно-учебной лабораторией исследований спорта и Лабораторией исследований рынка труда, с которыми нас объединяют и совместные исследования.

Кроме того, у нас выстроены устойчивые партнерские связи с коллегами за пределами Вышки, в частности с Университетом Виго в Испании. В рамках этого международного сотрудничества на наших семинарах регулярно выступают аспиранты по экономике из Университета Виго. Они представляют свои исследования, получают обратную связь от нашей команды и, в свою очередь, вносят вклад в дискуссию, расширяя контекст обсуждения.

Какими критериями вы руководствуетесь при отборе тем для обсуждения?

— Мы стараемся обеспечить все наши научные проекты регулярным обсуждением результатов. Поэтому часть семинаров в обязательном порядке посвящена проекту Программы фундаментальных исследований, а часть — тематике проектов, поддержанных РНФ. Но мы всегда готовы поддержать инициативу коллег и по открытию нового исследовательского направления.

Как вы обеспечиваете регулярность семинара?

— Для обеспечения открытости и доступности мы развиваем информационные каналы. Если раньше анонсы семинаров распространялись преимущественно по электронной почте и через сайт Вышки, то с 2020 года мы ведем отдельный телеграм-канал, где регулярно публикуем информацию о запланированных выступлениях и ссылку на подключение к онлайн-семинару. На сегодняшний день у нашего ТГ-канала более 150 подписчиков из разных стран.

Как уже отмечалось, семинар проходит раз в две недели в одно и то же время. У нас есть график выступлений, где коллеги записываются на желаемые даты. Он может корректироваться под выступающих или потребности группы, но такие случаи редки. Примерно за неделю до каждой встречи мы публикуем в телеграм-канале анонс с темой, авторами и аннотацией доклада, что позволяет заинтересованным коллегам оценить актуальность темы и принять решение об участии.

Эта предсказуемость играет ключевую роль в привлечении участников, которые могут заранее спланировать свое присутствие, не опасаясь неожиданных изменений. Регулярность помогает поддерживать устойчивый интерес к семинару и формировать постоянную аудиторию, в том числе из внешних коллег. Это, в свою очередь, расширяет круг комментаторов, усиливает научную дискуссию и способствует повышению качества исследований.

Как происходит вовлечение студентов в работу семинара?

— Семинары являются обязательной частью академической жизни не только для всех сотрудников лаборатории, но и для студентов-стажеров. Мы сознательно включаем студентов в этот процесс, потому что считаем семинар не просто местом презентации, а ключевым элементом научной среды, в которую нужно погружаться с самых первых шагов.

Тематика семинаров у нас очень широкая — от классических направлений лаборатории, связанных с исследованием нематериальных активов, до различных тем в области экономики образования и спорта. Это разнообразие касается не только содержания, но и методологических подходов. Сотрудники лаборатории представляют исследования по своим направлениям, и каждое заседание — это возможность увидеть, как по-разному можно подходить к анализу сложных экономических и управленческих вопросов.

Участие в семинаре ценно даже тогда, когда тема напрямую не связана с областью интересов конкретного студента или исследователя. Во-первых, взгляд со стороны может дать неожиданные идеи авторам, нередко именно междисциплинарный подход позволяет выйти на новое понимание проблемы. Во-вторых, слушатель сам обогащается, расширяет свой кругозор и узнает о методах и подходах, которые может применить в своей собственной работе.

Что вы считаете достижениями вашего семинара? Чем вообще измеряется успех научного семинара?

— Наверное, если говорить про успех конкретного семинара, то прежде всего он приносит ощутимую пользу самому докладчику. Если по итогам выступления у него появляется четкое понимание, что стоит пересмотреть, доработать, уточнить, или если (в редчайших случаях) он уходит с конкретными рекомендациями от коллег, значит, семинар сработал. Когда обсуждение действительно помогает продвинуть исследование, это, пожалуй, и есть главное достижение как для самого автора, так и для всего семинара.

Очень важно для нас и то, что участие в семинаре воспринимается как ценность. Особенно радует, когда молодые исследователи сами стремятся выступить, потому что понимают: здесь они получат обратную связь, которая позволит им вырасти профессионально. Можно сказать, что одно из достижений семинара — это сформировавшаяся мотивация, выражающаяся в том, что план семинаров заполняется быстро на несколько месяцев вперед. Хотя, будем честны, так происходит не всегда, но именно такие моменты показывают, что семинарская культура работает.

Если же говорить более формально, то успех семинара можно измерить и через интерес внешней аудитории. Особенно ценно, когда к семинарам подключаются слушатели из других подразделений Вышки или даже из зарубежных университетов. Несмотря на плотный график и множество обязательств, люди находят время, чтобы прийти именно к нам: послушать, поучаствовать в обсуждении, задать вопросы. Очевидно, то, что мы делаем, ценно не только для нас, но и для них.