• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершенные проекты

Проект "Особенности создания ценности компании в период 
экономического кризиса: роль интеллектуальных ресурсов"

   Исследование осуществляется в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ»
  грант № 13-05-0021

 

Одним из наиболее актуальных вопросов современной теории корпоративных финансов является оценка ключевых факторов, влияющих на успешность функционирования компаний и отраслей в конкурентной среде как на локальном, так и на мировом уровне. Это направление содержит широкий спектр исследовательских задач. Настоящий проект посвящен исследованию вопросов инвестиционной стратегии и тактики компании во время и после экономического кризиса.

В течение и после кризиса 2008-2009 г.г. возникло множество публикаций, посвященных причинам затяжной рецессии на локальных и глобальных рынках (Tan and Mathews, 2009, Schenker-Wicki et. al., 2009). Не остались без внимания и последствия кризисных явлений и афтершоков, возникающие по сей день. При этом ряд важных прикладных экономических задач, на наш взгляд, не получил должного анализа и обсуждения в научном сообществе. В частности, одной из таких проблем можно назвать выявление факторов, сформировавших преимущества компаний, которым удалось успешно в сравнении с их конкурентами преодолеть сложную рыночную конъюнктуру кризисных лет. Исследование таких факторов принципиально важная задача, как с позиции теории, так и с точки зрения практической ценности результатов этого анализа.

Большинство компаний в период кризиса выбрали рестриктивную политику, сокращая персонал, снижая затраты на обучение, сокращая расходы на НИОКР, затраты на маркетинг и в целом сворачивая инвестиционные программы, связанные с аккумулированием интеллектуального капитала. Это дало возможность многим из них остаться на плаву, но в то же время, часть компаний напротив «пошли ва-банк», воспользовавшись неустойчивостью рынка. То, что действительно можно было наблюдать во время кризиса, представляется лишь верхушкой айсберга. Несмотря на неизбежный негативный эффект финансового шока и экономической рецессии 2008-2009 гг., части компаний не просто удалось выжить, но и показать беспрецедентные прорывы, например, существенное увеличение доли рынка.

Таким образом, исследования реакции экономических агентов на кризисные явления на микроуровне представляют собой малоизученное поле, тем не менее, имеющее значительный потенциал развития в научно-практическом плане. Интеллектуальные активы, определяемые в теории как источник создания ценности компании, в периоды экзогенных шоков должны стать своего рода «спасательным кругом», поддерживающим компании и позволяющим пережить кризис.

Настоящий проект направлен на проведение эмпирического исследования на основе доступных корпоративных данных публичных европейских компаний, представляющих разные сферы деятельности. Кроме этого, отдельное внимание в проекте будет уделено внешним факторам – отраслевым, страновым и другим характеристикам, влияющих на инвестиционные решения компаний. Период анализа включает 2004-2011 гг., охватывая как докризисный период, время кризиса непосредственно, так и период восстановления экономики после рецессии. Основными инструментами станут методы статистического анализа панельных данных.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!